Нам выпало жить в очень непростое время, когда многие духовные ценности и традиции, на которых воспитаны предыдущие поколения, переосмыслены и даже утрачены, поэтому современному педагогу на порядок труднее работать в такой ситуации, а особенно сложно учителю русского языка и литературы. Каким должен быть этот учитель сегодня? Современный учитель-словесник должен представлять из себя сплав творчества, ума, богатого внутреннего мира и неистощимой жизненной энергии, и только тогда он сможет донести до детей необходимые знания и умения. Он не должен нести только свое видение предмета – он должен помочь каждому ученику построить свой взгляд на мир. Основная задача уроков русского языка и литературы – не только научить грамотно писать, развить у ребят интерес к чтению, а главное, пробудить в сердце каждого ученика «чувства добрые».
Вот уже более сорока лет неустанно дарит частичку своей души детям умный, внимательный, доброжелательный Султан Солтаханов, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с.п. Мекен-Юрт». Сколько любви, сил, доброты, знаний, упорного труда потребовалось, чтобы за годы своей деятельности дать прочные, глубокие знания сотням учеников. Он – учитель, который находится в вечном поиске, вечном труде.
Султан Исаевич очень открытый и искренний человек, хотя и не допускает панибратства. Он строг, но в меру. Древняя мудрость гласит «Велик тот учитель, который исполняет дело, чему учит, владеет всеми секретами своей профессии, потому что добросовестно и успешно проходит все ее ступени». Султана Исаевича любят и уважают, как грамотного учителя и в школе, и в районе.
Родился он в селе Мекен-юрт Надтеречного района 15 января 1959 года. С 1966 года по 1976 год учился в местной средней школе. С сентября 1976 года начал трудовую деятельность в родной школе в должности учителя черчения и рисования. В 1978 г. поступил на историко-филологический факультет Ярославского государственного педагогического института.
Годы идут, и вот уже за плечами квалифицированный диплом с отличием Ярославского государственного педагогического института и года учительской работы. Трудился честно и добросовестно, собирая по крупицам ценнейший опыт старших коллег и свой собственный, изучал новейшие достижения педагогической науки, так как учителю необходимо идти в ногу со временем, а времена так быстро меняются.
С 1997-2013 год Султан Солтаханов работал по совместительству старшим преподавателем кафедры литературы ЧГПИ. Он имеет научные публикации по разным вопросам русской литературы в республиканских и региональных средствах информации. Является активным пропагандистом новых современных информационных технологий в обучении русскому языку и литературе.
Одно из мощнейших орудий анализа мира – слово, поэтому Султан Исаевич учит владеть им, а через него – мыслью. Заботливо следит за развитием каждого ребенка, исходя из индивидуальных особенностей, воспитывает наблюдательность, умение самостоятельно работать. Его ученики отличаются особой любознательностью, охотно читают, декламируют, занимают призовые места на районных, республиканских олимпиадах и конкурсах.
Важную роль на уроке он отводит самоконтролю и самооценке, умению осознавать значение предстоящей работы, подвести итоги выполненной.
Все знают, что русский язык – сама по себе наука скучная, но здесь никто не скучает. Урок построен так, что все невольно становятся его участниками. А на уроке литературы, учащиеся успевают познакомиться с шедеврами мировой зарубежной литературы, с бессмертными творениями Бальзака, Шекспира, Гете, Байрона и т.д.
Султан Исаевич хорошо владеет методикой преподавания предмета, на занятиях использует современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, что повышает уровень знания учащихся, познавательную активность.
Его уроки – это наглядный пример подражания, так как он умеет правильно формулировать задачи и проблемы, направлять рассуждения ребят в нужное русло, применять инновационные формы, использовать опыт учителей-новаторов. И всему этому способствуют всегда деловой настрой, быстрый темп, эмоционально безупречная речь, правильно выбранная методика, использование наглядных пособий и применение ИКТ.
Его взаимоотношения с учениками строятся на глубоком убеждении в том, что все дети талантливы. На занятиях он большое внимание уделяет развитию речи учащихся, работает над обогащением их словарного запаса, учит излагать собственные мысли. Проводит зачеты, тесты, применяет на уроках викторины, игры, различные виды диктантов, что помогает развивать у школьников внимание, память, мышление. Учеников Султана Исаевича отличает умение творчески мыслить, нестандартно подходить к решению проблемных ситуаций на уроках, грамотно выполнять задания. Учитель убеждает ребят в том, что каждый из них – целый микромир и надо учиться выражать себя, не бояться высказывать собственные мысли.
За многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие системы образования района он награжден многочисленными грамотами Министерства образования и науки Чеченской Республики, администрации района, управления образования. А 26 октября 2019 года получил звание «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации» и нагрудной знак/
Это заслуженная государственная награда, так как этому предшествовал долгий путь ежедневного труда, передающего каждому ученику не только знания, но и частичку души.