Какие у вас ассоциации со словом «директор»? Важный грузный господин в костюме, с портфелем – он постоянно занят? А если директор школы? Строгий, недоступный, всегда готовый грозным окриком подавить любую шалость? Его, как правило, побаиваются и дети, и родители, и учителя. Тех, кто вспоминает директоров – друзей, мудрых советчиков, умных собеседников, – не так уж много…

Лайла Кюраевна Ирасханова для своих учеников и коллег – и друг, и соратник, и мудрый учитель. Ее педагогический стаж – 36 лет, 11 из которых в должности директора. Она награждена медалью «За ратную доблесть», нагрудным знаком Парламента Чеченской Республики, почетными грамотами Парламента Чеченской Республики, Министерства образования и науки Чеченской Республики, администрации Надтеречного муниципального района, отдела образования. Это неудивительно, ведь она всегда в первых рядах – принимает активное участие в общественной жизни.

Лайла Кюраевна родилась в селе Надтеречное, там же окончила среднюю школу №3. В 1997 году окончив Чечено-Ингушский педагогический университет, пришла работать в родную школу учителем русского языка и литературы, чеченского языка и литературы. А в 2009 году она стала руководителем школы.

Учителя, а особенно школьники, всегда находятся под пристальным присмотром Лайлы Кюраевны. Она принимает активное участие в судьбе каждого: помогает разобрать сложную тему, решить конфликты среди одноклассников и даже после школы, не теряет с ними контакта. 

Конечно, директор не может быть только добрым. Лайла Кюраевна умеет и отругать. Понятно, что поводов в школе хватает. И какой бы ни была провинность, как бы ни был не прав человек, она умеет отчитать не унижая.

«Как это ни банально звучит», – говорит Лайла Кюраевна, – я помню и люблю всех своих учеников. Каждый оставляет свой след, память. Но конечно, больше внимания уделяю сложным ребятам. Каждая мама знает, что больше внимания уделяешь ребенку, который более подвижен, труднее поддается воспитанию. И в школе таким детям нужно больше внимания. Их, хулиганов, надо подтянуть до всех остальных. Мы, учителя, хорошо понимаем, что всем им придется сдавать экзамены, строить свою жизнь, и наша задача, невзирая ни на что, помочь заложить фундамент из знаний, человеческих ценностей». 

«Мне повезло. Я работаю в коллективе единомышленников, мы все прекрасно понимаем, что, каковы бы ни были учебные задачи, обучающиеся – ЛЮДИ со своими переживаниями, страданиями, радостями, трудностями. Хочу пожелать своим коллегам взаимопонимания между родителями и учениками. А еще я очень жалею о том, что у сегодняшних педагогов совсем нет времени поговорить с обучающимися. У учителей увеличилась техническая загруженность, требуется больше отчетов, планов, появилось много бумажной работы. Плюс к тому приходится осваивать новые программы. Раньше мы могли уделить каждому и 20 минут, и час. Иногда от невозможности объяснить ребенку что-то, достучаться до него у тебя самой наворачиваются слезы от вынужденного бессилия. Ребенок смотрит в твои глаза, ты – в его, и это иногда бывает гораздо убедительнее любых доводов», – отмечает она.

Главная цель, которую ставит перед собой и своими коллегами директор школы – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Конкурентоспособность МБОУ «СОШ №3 с.п. Надтеречное» во многом обусловлена высокой квалификацией педагогов, чему Лайла Кюраевна уделяет особое внимание. Методический рост учителя, по ее мнению, – главная задача руководителя школы. Кропотливо и умело координирует учебу и становление каждого члена коллектива. Много сил и энергии она отдает работе с молодыми учителями, тонко и мудро корректирует деятельность опытных наставников. Все это позволило педагогическому коллективу школы стать дружной и сплоченной командой, способной решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. 

Очень точно и метко об учителе сказал известный писатель Симон Соловейчик: «Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он – скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». Эти слова как нельзя лучше характеризуют Лайлу Кюраевну.