У каждого есть свое мнение о том, каким должен быть настоящий учитель. Родители учеников видят идеального педагога по-своему, сами школьники совсем по-другому. Но, несмотря на это, у каждого человека есть учитель, которого он запомнил навсегда и на протяжении своей жизни в душе благодарен ему – кто-то за интересные уроки, кто-то за подаренный им бесценный опыт. У всех своя история, связанная с любимым педагогом. Так или иначе, учитель является своего рода окном в мир, с которым ребенок раньше не был знаком.
Особенную роль играют учителя-филологи, преподающие малые языки. Они являются некими хранителями народного языка, из поколения в поколение передающие его и тем самым продлевающие его существование. Одним из таких педагогов и является Марха Мальцагова – учитель чеченского языка и литературы МБОУ «Гимназия №10 с.п. Знаменское».
Марха, Вы с детства хотели стать учителем или просто судьба так сложилась?
Когда я оканчивала школу, вопрос, куда поступать учиться и, кем потом работать даже не стоял. Я твердо знала – мое призвание прививать детям любовь к чеченскому языку. Так и получилось, после окончания филологического факультета ЧГПИ, я вернулась в свою родную среднюю школу №2 села Знаменское, но теперь уже в качестве учителя чеченского языка и литературы. Четверть века в образовании и уже 26 лет в любимой гимназии преподаю чеченский язык и литературу.
Каким в вашем представлении должен быть настоящий учитель?
Я думаю, все учителя знают свою работу, помимо этого, на мой взгляд, учитель должен стараться быть хорошим товарищем и другом для своего ученика. А о том, что учитель по призванию должен любить детей, и говорить не стоит. Самая большая награда для него – видеть блеск в глазах ребенка, который благодаря его уроку узнал что-то новое.
Раньше чеченский язык в школах изучали редко, тогда как сейчас на него делается большой акцент. На ваш взгляд, ситуация с его знанием в целом изменилась?
Нельзя не отметить, что появление интернета и распространение телефонов сильно отвлекает внимание детей. Раньше, даже если не так углубленно изучали чеченский язык, все равно у детей был больший интерес к учебе в целом. Сейчас за их внимание нам приходится бороться с гаджетами и всемирной паутиной. Поэтому я часто иду на различные уловки, чтобы дети усвоили пройденный материал. Например, для того чтобы, они прочитали то или иное произведение по литературе, я даю ученикам задание рассказать о роли разных героев произведения и дети, чтобы узнать подробнее о роли своего героя, читают все произведение. Также я часто организовываю различные мероприятия. Это встречи с выдающимися людьми нашего района, экскурсии по святым местам республики, участие во всех общешкольных и районных праздниках.
Детям вообще нравится изучать язык, читать литературные произведения?
Да, многие мои ученики учат язык и читают литературу с удовольствием. Они часто признаются, что им нравится ходить на уроки чеченского языка и литературы.
На своих уроках я всегда использую хорошие выразительные тексты, чтобы звучало красивое художественное слово. Также использую материал из устного народного творчества: это загадки, пословицы, поговорки, обладающие познавательным потенциалом. Часто делаю презентации к своим урокам. Это является результатом особого подхода развивающего обучения.
Что вам больше всего нравится в вашей работе, а что нет?
Каждое утро я прихожу на работу с одной единственной целью – приносить своей работой и своим существованием пользу ученикам. Если я в конце урока вижу, что пройденный сегодня материал хотя бы один ребенок понял и усвоил, это для меня уже подтверждение того, что день прожит не зря. Работая с детьми, я чувствую себя моложе. Мне нравится наблюдать за характерами и манерами детей, искать к каждому из них индивидуальный подход.
Я не могу сказать, что в моей работе есть что-то, что мне не нравится. Как говорил великий философ Конфуций: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни».
Какая для вас самая большая награда в вашей работе?
Для меня самая большая награда – если я смогу зародить в сердцах детей любовь к чеченскому языку.
В течение последних пяти лет, по моему предмету качество знаний учащихся достигает 78%. Успеваемость составляет 100%. Работая над темой самообразования «Воспитание и повышение интереса к знаниям родного языка», я поставила перед собой следующие задачи: воспитание бережного отношения к родному языку, традициям и обычаям своего народа; формирование духовного и физически здорового человека, любящего свой родной язык, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края. Результат работы заключается в том, чтобы каждый ученик овладел чеченским языком как средством устного и письменного общения. А для этого, я считаю, есть два главных условия: творческий подход к делу со стороны учителя и интерес к изучаемому предмету у обучающихся.
Показателем мастерства и профессионализма педагога, как известно, является мнение его учеников о нем. Потому я решила пообщаться с учениками Мархи Салмановной:
«Марха Салмановна для нас не только учитель, но и наставник и верный друг. Она учит нас быть вежливыми, целеустремленными и мудрыми. Благодаря ей, мы стали сплоченным коллективом, в котором все были разные, каждый со своим характером, но Марха Салмановна нашла подход к каждому ученику», – рассказывают дети.
Как ваши ученики проявляют любовь к родному языку?
Они с удовольствием принимают участие в различных литературных конкурсах, КВН по чеченскому языку и литературе под девизом «Берегите родной язык!». Также они участвуют в предметных олимпиадах, где занимают призовые места на районном и республиканском уровнях. Мои ученики – активные участники различных районных мероприятий и конкурсов, в которых нередко занимают призовые места.
Марха, расскажите о ценности чеченского языка для нашего народа.
В детстве я услышала слова чеченского писателя Магомеда Мамакаева: «Без языка нет нации». Тогда я не могла понять, как такое возможно, но со временем становится ясно, что только сохранение своей культуры и языка позволяет сохранять малым народам свою идентичность. За историю существования человечества многие народы ассимилировались языком и культурой к другим народам и тем самым потеряли свою исключительную самобытность. Поэтому мы должны беречь свой язык и держаться за него, как за крепкий оплот, защищающий нас от исчезновения. Наш язык – это то, что отличает нас от всех остальных.
В преддверии Дня чеченского языка вы подготовили с учениками какие-то мероприятия?
Дети очень любят соревноваться в своих знаниях друг с другом. Поэтому я решила провести между учащимися двух 8 классов конкурс «Хаарийн б1ов» («Башня знаний»). Командам будут задавать вопросы из народного фольклорного творчества, такие задания, как раскрыть смысл чеченских пословиц и фразеологизмов, вопросы по содержанию различных произведений. Например, есть такой вопрос: «Какие мысли возникли у героини поэмы Раисы Ахматовой «Дагалецамаш («Воспоминания»), когда она наблюдала за улетающими на юг журавлями? Для того, чтобы узнать ответ на этот вопрос, ученики прочтут данную поэму, что тоже способствует изучению ими чеченской литературы.
Что бы вы пожелали нашему народу в связи с наступающим Днем чеченского языка?
Моя непосредственная задача на сегодняшний день заключается в том, чтобы научить детей свободно говорить на чеченском языке. Хочется напомнить слова известного чеченского поэта и писателя Лечи Абдулаева: «Если мне придется, забыв чеченский, изучать другие языки, то лучше я не буду знать ни одного языка». Я желаю, чтобы наши дети так же, как этот поэт любили чеченский язык и изучали его. Поздравляю всех жителей нашего района, Чеченской республики с Днем чеченского языка, желаю нашему народу и языку процветания!
Надо отметить то, что Марха Салмановна является победителем республиканского конкурса «Воспитать человека» 2011 года. За свой педагогический труд она награждена Почетными грамотами Министерства образования и науки ЧР, районного управления образования, администрации Надтеречного района, комитета по делам молодежи и др.